№ 5-2018

АГРАРНАЯ ЭКОНОМИКА, № 5, 2018

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Экономика сельского хозяйства

 

Наталья Карпович

Совершенствование механизма реализации основных направлений согласованной агропромышленной политики ЕАЭС. С. 2–11

Резюме: Разработан алгоритм совершенствования механизма реализации основных направлений согласованной агропромышленной политики государств – членов ЕАЭС. Алгоритм направлен на сбалансированное развитие взаимной торговли агропродовольственными товарами и включает систему мер и инструментов в контексте трех основополагающих блоков – прогнозирования торговых потоков агропродовольственных товаров между странами ЕАЭС в контексте совместных прогнозов спроса и предложения государств-членов по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия, установления единых правил обращения продукции и технического регулирования на общем агропродовольственном рынке, устранения барьеров взаимного доступа товаров на внутренний рынок Союза.

 

Иван Колеснёв

Системно-структурная оценка современного состояния экспорта предприятий пищевой промышленности Республики Беларусь. С. 12–21

Резюме: Выявлены ключевые сельскохозяйственные отрасли (молочная и мясная), которые в 2012–2016 гг. занимались продажей продукции на внешних рынках. Апробирована разработанная автором методика рейтингового анализа экспортоориентированных предприятий мясоперерабатывающей и молокоперерабатывающей промышленности.

 

Елена Карпенко, Валерий Карпенко, Дмитрий Ещик. С. 22–27

Управление портфелем собственных торговых марок на белорусском рынке

Резюме: Рассмотрены собственные торговые марки отечественных ритейлеров. Проведен анализ портфелей СТМ, представленных на белорусском рынке. Выявлены ключевые факторы, влияющие на принятие решения о создании и развитии собственных торговых марок, даны рекомендации по формированию их портфелей и управлению ими.

 

Жанна Тарасевич

Сельское и семейное предпринимательство, самозанятость в региональном аспекте: особенности, проблемы и направления развития. С. 28–34

Резюме: Обозначены предпосылки, специфика и значение развития сельского и семейного предпринимательства для обеспечения самозанятости населения. Представлен перспективный зарубежный опыт реализации соответствующих программ. Предложен комплекс мер по активизации развития сельского предпринимательства в Республике Беларусь.

 

Ольга Головач, Татьяна Рыбакова

Совершенствование методики учета лизинговых операций в Республике Беларусь. С. 35–43

Резюме: Рассмотрена действующая методика учета дебиторской задолженности у лизингодателей и обязательств у лизингополучателей, указаны ее недостатки; предложены направления совершенствования, способствующие устранению коллизий в нормативных правовых актах Республики Беларусь и гармонизации соответствующих методик с МСФО.

 

Проблемы отраслей агропромышленного комплекса

 

Антонина Ефименко

Концептуальные подходы к развитию рынка автотранспортных и логистических услуг в АПК. С. 44–48

Резюме: В современных условиях развитие рынка автотранспортных услуг в АПК тесно связано с логистикой. Под рынком автотранспортных услуг в агропромышленном комплексе понимается система институциональных отношений, посредством которой взаимодействуют государство, перевозчики, грузоотправители и грузополучатели. Основным параметром повышения конкурентоспособности АПК является минимизация совокупных логистических издержек в технологической цепочке «производство–переработка и реализация продукции АПК».

 

Наталья Дановская

Сущность и значение растительного белка в экономической эффективности производства сельскохозяйственной продукции. С. 49–65

Резюме: В статье изучена природа белковой продукции. Установлено определяющее значение эффективности ее производства в повышении рентабельности животноводческой отрасли. Проанализированы подходы различных авторов к пониманию сущности рынка, проведена их систематизация. Выполнен системный анализ основных теоретических аспектов формирования, функционирования и развития рынка белковой продукции растительного происхождения. Приведены специфические особенности и основные принципы его функционирования, обоснована необходимость сочетания рыночного механизма и государственного регулирования.

 

Зарубежный опыт

 

Левон Хачатрян

Маркетинговые проблемы на предприятиях пищевой промышленности и пути их решения (на примере Республики Армения). С. 66–72

Резюме: Статья посвящена анализу существующего состояния маркетинга в пищевой промышленности Республики Армении, а также изучению сложных моментов, которые препятствуют развитию сектора. Рассматривается сущность внедрения передовых технологий в маркетинговые процессы предприятий, обозначены актуальны для Республики Армения проблемы и пути их возможного решения.